Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Задания районной олимпиады по русскому языку и литературе

Дата: 22 апреля 2014 в 11:48, Обновлено 22 ноября 2016 в 23:22

Темы устных высказываний - http://www.studfiles.ru/preview/5622582/

Устное высказывание на олимпиаде по русскому языку - http://gymnazya.ru/stati/ustnoe-viskazivanie-shkolenikov-na-olimpiadah-po-russkomu-yazi/main.html

Готовимся к олимпиаде по русскому языку - http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3171

4 класс

  1. Записать, какие получатся  слова, если прочесть каждое от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:

лог, куль, парк

  1. Записать слова, обозначить, подчёркнутые части слова.
  2. ний, перелесок, с товарищами, прибежал.
  3. Написать предложения, вставляя одинаковые по звучанию предлоги, приставки.
  4.  

Планер .. нялся высоко … облака.

Повар ..мешал подливу … мукой.

  •  
  1. Списать, вставляя пропущенные буквы. Дописать подходящие по смыслу глаголы, указать их времена.

К…рова мычит, а с…бака … .

Муха п…л…тит, а зм..я … .

Вет..р дует,а сне… … .

М…ляр красил, а кузнец … .

  1. Прочитать сказку.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя догоню».

Но пока так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

 

  1. Подчеркнуть в тексте слова, которые передают основную мысль текста.
  2. Выбрать и подчеркнуть пословицу, которая по своему содержанию соответствует сказке.
  • Один в поле не воин.
  • Всякая дорога вдвоём веселей.
  • Играть играй, да дело знай.
  1. Придумать и записать три вопроса к тексту.

5 класс

1.Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Растеряша, единица, сюрприз, трагедия, подъёмник, поглядеть, юбилей, отчётный, ёжиться, темнеет.

2.Расставьте ударение в словах:

Квартал, ракушка, кладовая, баловаться, секторов, начала, учится, приняли, понял, ремень.

3.В данные слова вставьте пропущенные буквы:

Щ…пальце, ранч…, мета…, холщ…вый, б…гровый, ж…кей, до…атый, подж…г(здания), в…негрет, доч…рка, ю…аты, лягуш…нок, г…рлянда.

4.Объясните значение фразеологических оборотов:

Водой не разольёшь- __________________________________________________________________;

Как в воду опущенный- _______________________________________________________________;

Как в воду глядел- ___________________________________________________________________;

Прошли огонь и воду- ________________________________________________________________;

Набрал в рот воды- ___________________________________________________________________;

Воды не замутит- ____________________________________________________________________;

Толочь воду в ступе-__________________________________________________________________.

5.Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1)заземление

 

 

 

 

2)ножонка

 

 

 

 

3)авиационный

 

 

 

 

4)дешевизна

 

 

 

 

5)делаешь

 

 

 

 

6)наводнение

 

 

 

 

6.Укажите номера примеров, которые представляют собой словосочетания:

1) гром и стук;                                                           6) за водой;

2) распахнулась дверь;                                             7) куда-то ушёл;

3) влететь в избу;                                                      8) не двигаться;

4) хлынуть ливнем;                                                   9) умные глаза;

5) не сказать ни слова;                                             10) около сундука.

__________________________________

  7. Укажите номера примеров, в которых разбор по членам предложения выполнен правильно:

  1. От инея пожелтели берёзки. 
  2. Береговая поросль быстро теряла листву.
  3. Небо покрывалось тяжёлыми облаками.
  4. Холодный ветер оборвал засохший листок.
  5. Река весело катилась в горах.

________________________________________

8. Прочитайте текст.

      Пришёл однажды Витя в лес. Вдруг в кустах возле ручья он услышал приглушённый писк. Витя сделал несколько шагов к воде, внимательно посмотрел по сторонам и увидел большую голову и тонкие ножки лосёнка. Лежит бедняжка, весь съёжился от холода. Обхватил его мальчик и вынес на дорогу. Пошёл домой, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт.

      Взял Витя лосёнка с собой и приютил его дома. Уложил его в тёплый уголок, прикрыл старой шубкой, потом нашёл соску и угостил лосёнка вкусным молоком. Так и прижился лосёнок у Вити.

 Проанализируйте текст.

Тип речи:______________________________________________________________;

Стиль речи:____________________________________________________________;

Вид связи предложений в тексте: _____________________________________________.

9.Какие средства художественной выразительности использует поэт?

1.Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Весёлой, пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной.                  И.Бунин

_________________________________________________________________________________

2. Зябнет осинка,

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,

    Мёрзнет в жару.                                      И.Токмакова

_________________________________________________________________________________

10. Назовите произведение и автора по данным стихотворным строкам.

Стихотворные строки

Произведение

Автор

1.О, первых листьев красота,

   Омытых в солнечных лучах,

   С новорождённою их тенью!

   И слышно нам по их движенью…

 

 

2.Разбегайтесь, ручьи,

   Растекайтесь лужи,

   Вылезайте, муравьи,

   После зимней стужи.

 

 

6класс

1.Подчеркните буквы е,ё,ю,я, которые обозначают два звука:

 Южный, объединение, профессия, обоняние, яркая, ёлка, объезд, единый, ручеёк, пришёл.

2. Расставьте ударение в словах:

Красивейший, нефтепровод, языковая (форма), удобнее, фарфоровый, изжелта-красный, иссиня-чёрный, центнер, подростковый, минусовый, феномен, квартал, августовский, из атласа(ткань).

3. В данные слова вставьте пропущенные буквы:

Прож…ктор, …олнечная, с…стема, те…итория, девч…нка, параш…т, десятиба…ьная, ра…зжигал, подр…стать, изл…гать, ч…порный, к…литка, прив…легия, пр…тихий.

4. Объясните значение фразеологических оборотов:

Выйти сухим из воды- _________________________________________________________;

Сесть в калошу- ______________________________________________________________;

Играть первую скрипку- _______________________________________________________;

На всех парусах- ______________________________________________________________;

По пальцам пересчитать можно- _________________________________________________;

Сгущать краски- ______________________________________________________________.

5. Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Постфикс

1)наклонить

 

 

 

 

 

2)быстрота

 

 

 

 

 

3)прополка

 

 

 

 

 

4)прислушаться

 

 

 

 

 

5)лекционный

 

 

 

 

 

6)побежать

 

 

 

 

 

6. Поставьте данные имена существительные в форму множественного числа:

Щенок- ___________________________________;

Директор -__________________________________;

Бухгалтер- __________________________________;

Сектор - ____________________________________;

Договор - ___________________________________;

Прожектор- _________________________________;

Кондуктор- _________________________________.

7. Перестройте данные словосочетания сущ.+сущ. в прил.+сущ. Укажите разряд полученных имён прилагательных:

О дне осени- ___________________________________________________________;

Повадкой волка- ________________________________________________________;

В гнезде птицы - ________________________________________________________;

К шкурке телёнка- ______________________________________________________;

В свете вечера -_________________________________________________________;

      Шубой из кролика - _________________________________________________________.

8. Прочитайте текст.

     Если вы прислушаетесь к весеннему лесу, вы услышите звуки необычные и разнообразные. Вот с изящной ветки берёзы спадает прозрачная капля. Раздаётся тонкий хрустальный звон. Вот вы слышите сдержанный шёпот молодых листьев, вот дятел пускает весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая мышь. Гудит, ударяется о берёзу, сбивается с пути и грозно падает тяжёлый чёрный жук. Весело жучит ручеёк. Тянет свою нудную песню комар.

     Только в глухую полночь всё примолкает, звуки замирают. А на рассвете снова услышишь, как начинается прекрасная музыка жизни. При восходе солнца её звуки нарастают. Вся природа радостно приветствует солнышко.

Проанализируйте текст.

Тип речи:______________________________________________________________________;

Стиль речи: ____________________________________________________________________;

Вид связи предложений в тексте: __________________________________________________.

9. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

______________________________________________________________

10. Определите, героями каких художественных произведений являются данные персонажи.

Вакула, Митраша, Оксана

 

Очумелов , Хрюкин, Елдырин

 

Птаха, Вадик, Лидия Михайловна,Тишкин

 

Пётр Рублёв, Юрий Азагаров, Антон Рубинштейн

 

Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня

 

                                                                                  7класс

1.Прочитайте рекламный текст. Поставьте ударения в выделенных словах.

      Хотите знать о настроении звонящего Вам ещё до того , как услышите  его голос? Мы рады представить телефон, который уловит любые эмоции Вашего собеседника, несказанно облегчит Ваше общение, поможет начать разговор и правильно понять другого. Долой боязнь принять вызов, даже самой судьбы! Долой дедовские средства связи! Спешите! Первым десятерым покупателям мы с удовольствием вручим подарки.

2.Составьте и запишите словосочетания, выбрав подходящие по смыслу паронимы(слова, близкие по звучанию, но разные по значению).

1) (злая/злостная) сила _________________________________________________________;

2) (орудие/оружие) труда _______________________________________________________;

3) (обидный/обидчивый) сын ____________________________________________________;

4) (поступок/проступок) правильный ______________________________________________;

5) (рыбий/рыбный) корм _________________________________________________________;

6) (удачный/удачливый) ответ _____________________________________________________.

3.Замените каждый фразеологизм одним словом, синонимичным по значению.

1) чёртова дюжина- _____________________________________________________________;

2) затронуть за живое -___________________________________________________________;

3) с глазу на глаз- ________________________________________________________________;

4) говорить под руку- ____________________________________________________________;

5) с первого слова- ______________________________________________________________;

6) мамаево побоище- ____________________________________________________________.

4.Распределите данные ниже слова на три группы:

С материально выраженным окончанием

С нулевым окончанием

Без окончания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Издав, гений, семей, олений, удобнее, иногороднее, узка, какой-то, станция, танго.

5.Запишите в область ответов номера слов, в которых неверно обозначена основа. Дайте правильный вариант. Прокомментируйте.

1)обнаружен,  2)везти, 3)большущий, 4)подгорел, 5)опасавшийся, 6)пишете, 7)подгорелый, 8)выбросьте, 9)опасался, 10)бегущий.  

Область ответа:

 

 

 

 

 

 

6.Прочитайте фрагмент лингвистической статьи, заполняя пропуски.

Причастие – это_________________________________________, которая обозначает ____________

________________________________. Начальной формой причастия является форма ____________

__________________________. Причастие имеет следующие глагольные признаки: 1)___________,

например, ________________________; 2)_________________, например, _____________________;

3)_________________________________, например, _______________________________________;

4)__________________________________, например, ____________________________. От непереходных глаголов не образуются _____________________________ причастия.

7.Найдите предложения, в которых нарушена грамматическая норма русского литературного языка. Запишите правильный вариант этих предложений.

1)Увидев на сцене Буратино, малыш радостно захлопал в ладоши.

2)Не доезжая до берега, лёд провалился.

3)Пролетая над городом, самолёт сбросил рекламные листовки.

4)Проходя мимо остановки, у меня возникло желание подъехать на автобусе.

5)Возвращаясь домой поздней ночью, я всегда заставал в её окне свет.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

8.Соотнесите литературные термины с их определениями.

А. Ремарка

1. Звуковые совпадения в конце строк.         

Б. Баллада

2. Один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.

В. Ритм

3. Один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерны сюжетность, выражение автором ил героем своих чувств.

Г. Поэма

4. Авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.

Д. Рифма

5. Повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.

Область ответа: А ___ Б____ В____Г____Д____

9.Восстановите таблицу по имеющимся в ней сведениям.

Название произведения

Автор

Эпиграф к главе или начало произведения

(главы)

Название главы

 (если есть)

«Капитанская дочка»

 

-Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин

 

«Отрочество»

 

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки; невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы её.

 

 

 

Море- огромное, лениво вздыхающее у берега, -уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков…

 

 

А.С.Пушкин

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старие старики, будем сказывати.

                                                    Песня

 

 10.Укажите жанр и название произведения, а также автора следующих стихотворных строк.

1)Среди долины ровныя,

    На гладкой высоте,

    Цветёт, растёт высокий дуб

    В могучей красоте. Ответ: _____________________________________________

2)И было всё на небесах

    Светло и тихо. Сквозь пары

    Вдали чернели две горы.

    Наш монастырь из-за одной

    Сверкал зубчатою стеной. Ответ:_________________________________________

3)Невежа так же в ослепленье

    Бранит науки и ученье,

    И все учёные плоды.

    Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Ответ:_____________________________________

8класс

1.Поставьте ударение в выделенных словах текста.

       Ваше намерение ходатайствовать об обеспечении паблисити наших товаров и услуг является донельзя актуальным. Многие компании реализуют наши товары втридорога. В свете последних договоров с фирмами наш уставный капитал должен давать стабильный прирост. Мы намерены премировать лучших инженеров, аудиторов и представителей менеджмента, участвующих в упрочении нашего производства.

2.Как называются слова, данные в скобках? Образуйте словосочетания, выбирая из скобок подходящее по смыслу слово:

1) племя(военное/воинственное)______________________________________________________;

2) чернила(водяные/водянистые)______________________________________________________;

3) вред(неисправимый/непоправимый)_________________________________________________;

4) замечание(дельное/деловое)_________________________________________________________;

5) мировоззрение(идеальное/идеалистическое/)___________________________________________;

6) единство(органичное/органическое)___________________________________________________;

7) отчёт(представить/предоставить)_____________________________________________________;

8) поступок(логичный/логический)______________________________________________________.

3.Вспомните имена собственные библейского(мифологического) происхождения и восстановите следующие фразеологизмы:

1) Возродиться, как _________________, из пепла.

2) ________________________ узел.

3)________________________ меч

4)Двуликий ___________________________

5)_________________________ поцелуй (сущ.)

6)Ящик __________________.

7)_____________________________ конюшни.

8)________________________ нить.

4.Выпишите данные слова в таблицу в соответствии с их морфемным составом:

Управление, лисий, загорелся, нервничать, обновление, окружён, выравнивая, соприкоснувшись, отказ, сшитый.

Приставка(и)

Корень

Суффикс(ы)

Окончание

Постфикс

словообразовательные

формообразовательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Определите способ образования следующих слов, указав слова, от которых они образованы:

1)предъюбилейный  ‹--- _____________________________________________(______________________________________);

2)постройка ‹---   _______________________________________(____________________________);

3)полив  ‹---   _________________________________(____________________________);

4)изголовье ‹---    ___________________________________(______________________________);

5)дорогостоящий ‹---___________________________________(________________________).

6.В скобках запишите частеречную принадлежность выделенных в предложениях слов.

1)Смех начинал разбирать всё (________________) больше и больше. 2)К утру погода разгулялась, и опять всё стало просто (___________________). 3)Звери ближе – охотнику всё тревожнее (______________). 4)Человек долго стоял, видимо, делал усилия понять явление света внутри (___________) тёмного леса. 5)Ночь стала ещё темнее(_________________). 6)Старик , имея много дел, в иные (___________) книги не глядел.

7.Выполните следующие задания:

А)продолжите определение «Слова-предложения- это _________________________________

___________________________________________________________________________________».

Б)среди выделенных курсивом предложений найдите слова-предложения и запишите их номера в область ответов.

1)»Вам придётся идти пешком?»-«Да, конечно». 2)»Будешь вовремя?»- «Буду». 3)»Твой отец- врач?»- «Врач». 4)»Опять уголь разгружали?»- «Ага». 5) «Я зайду к вам завтра».- «Хорошо»,- сказала Таня. 6)»Ах, витязь, то была Наина».- «Я к ней». 7) «Значит ты никогда не жалуешься?»- «Нет». 8) «Всё получилось?» - «Конечно». 9) «Ты едешь сегодня?»- «Завтра».

Ответ:

В)поясните, почему выделенное в данной ниже синтаксической конструкции предложение не может быть словом-предложением:

«Ты кто по национальности?»- «Белорус».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

8.Соотнесите литературные термины с их определениями.

А.Юмор

1.Драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Б.Сарказм

2.Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов, людей.

В.Сатира

3.Наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

Г. Гротеск

4. Едкая, язвительная насмешка.

Д. Комедия

5. Весёлая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

Область ответа: А___Б___В___Г___Д___

9.Впишите в таблицу недостающие сведения.

Название произведения

Автор

Жанр

Главный герой/герои

 

 

рассказ

Иона

«Ромео и Джульетта»

 

 

 

 

Н.А.Некрасов

 

Княгиня Трубецкая

 

 

 

Алеко

 

10.Восстановите известный вам текст литературного произведения. Как называется произведение? Кто его автор? К какому жанру относится?

Во дни…………………………., во дни……………………………….. раздумий о моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий,……………………………….,………………………………………… и …………………………………….. русский язык! Не будь тебя- как не впасть в …………………………… при виде всего, что свершается………………………………..? Но нельзя верить, чтобы такой ………

………………………………… не был дан …………………………………. народу!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.