Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Рекомендации психолога родителям учащихся

Дата: 28 декабря 2015 в 08:29, Обновлено 28 декабря 2015 в 08:30

                                                                  ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Первый  класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависит все последующее. Именно сейчас Ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию «школа». А как часто бывает: все лето Ваш малыш жил ожиданием  1 сентября…

    Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот – долгожданный сентябрь.… Проходит неделя-другая, и вы замечаете, что он уже идет в школу как на каторгу,  и каждое утро начинается с пререканий: « Не пойду! Не хочу! Не буду». Только не надо сейчас с ним сориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет. Если уж это произошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.

    Итак, как же следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс? 

1) Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться  – это Ваша вина: завтра разбудите его раньше на столько, на сколько он «закопался» сегодня.

2) Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.

3) Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Гораздо полезнее  на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов, обнять – ведь у него впереди трудный день.

4) Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить свое любопытство сию минуту.

5) Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ В ПРИСУТСТВИИ малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны - они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения  к своим ученикам.

6) После 15-20 минут занятий нужно делать 10-15-минутные перерывы, и лучше, если они будут подвижными.

7) Не сидите над душой, когда ребенок делает задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не  волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьете у ребенка охоту просить Вас о помощи в будущем.

8) Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то...». Это порочная практика - у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает Вам одолжение, за которое Вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется.

10) Хотя бы полчаса в день посвятите только своему ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.

11)  Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что -  нет, решайте без него.

12)  Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстрее утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, затем -  конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

13) Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: «Ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

 

 

 

Рекомендации родителям  учащихся средних и старших классов

 

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка

-бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;

   -эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь  малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае    неудачи и т.п.;

    -культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной  программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-   познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.д.

 

2.Слушайте своего ребенка:

    -  пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить,

    - периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

 

3.Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков,

Дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

 

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.

 

5.Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня  ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и  объясняйте детям, где и когда можно   будет воспользоваться знаниями.

 

6.Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и    содержательным, принимайте участие в его проведении.

 

7.Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.

 

8.В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает    ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь   терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают,  спорят.

 

 

9.Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения.  Это стимулирует активность школьника.

 

10.Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.

 

11. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий   ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7—8 — до 3, 8—9-х классов - до 4 часов.

Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок  на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья,   психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

 

12.Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.  Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

 

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками:

1.       Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.       Правил, ограничений, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в стиле «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3.       Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребности в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

4.       Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5.       Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6.       О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕМ ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ?

 

Нужно научить старшеклассника правилам организации времени:

1.    Составление списка дел. Возьмите лист бумаги и запишите на нем все дела, которыми вам предстоит заниматься, например, в течение недели.

2.    Упорядочение дел в списке. Просмотрев внимательно весь список, вы увидите, что в нем есть дела сложные и простые. Сложные нужно разбить на части. Например, вы приглашены на день рожденья в воскресенье. Это мероприятие придется разбить на три части: выбор подарка, подготовка праздничного платья и посещение самого торжества.  В результате этого список дел станет более четким.

3.    Разделение списка на два: список регулярных дел и список прочих дел.  Регулярные – это те дела, процедура выполнения которых остается одной и той же, или те, которые нужно делать каждый день, каждую неделю, месяц. Подумайте, какие дела в вашем списке носят регулярный характер, и отметьте их. Прочие дела – это те, которые можно делать редко, и возникают они случайно.

4.    Превращение нерегулярных дел в регулярные. Обратимся к списку прочих дел, среди них есть такие, которые можно перевести в регулярные. Например, вместо того, чтобы стричься по мере надобности, можно установить правило и стричься в первую неделю каждого месяца. Теперь стрижка перейдет в список регулярных дел. Это позволит экономить время, заранее подготовиться к делу и не выбиваться из общего ритма.

5.    Разделение дел на жестко фиксированные во времени и имеющие временные рамки. В вашем списке будут занятия, которые не только регулярные, но и жестко фиксированные во времени. Это может быть занятие в секции каратэ, которые бывают два раза в неделю по вторникам и пятницам с 18 до 20 часов. Посмотрите, какие еще в вашем списке есть дела, имеющие жестко фиксированное время, и отметьте их.

6.    Превращение регулярных дел в четко фиксированные во времени и закрепление за ними одних и тех же часов. Многие регулярные дела, имеющие временные рамки, можно жестко фиксировать во времени. Переход от условной регуляции к фиксированной увеличивает гарантию выполнения ваших дел.

7.    Выделение степени неотложности нерегулярных дел. Для каждого из нерегулярных дел нужно отметить степень его неотложности и указать время, когда вы хотите его выполнить. Есть среди нерегулярных дел первоочередные. Например, вы обнаружили, что уже нет чистых тетрадей, значит, купить их нужно уже сегодня. Бывают «негорящие», нерегулярные дела, но если их долго не делать, то из «негорящих» они могут превратиться в «горящие». Так, если вовремя не уплатить за междугородние переговоры, то телефон могут отключить. «Горящее» дело нарушает ход других дел, отвлекает. Лучше его избежать, предупредить. Поэтому среди нерегулярных дел в вашем списке найдите те, которые могут стать неотложными и горящими. Отметьте их и укажите время, в которое вы сможете их выполнить.

Эти правила помогут старшекласснику спланировать дела на день, неделю, месяц, ничего не упуская, но и облегчат их выполнение.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.