Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

РЕКОМЕНДАЦИИ педагога-психолога для учащихся

Дата: 11 сентября 2016 в 19:52, Обновлено 11 сентября 2016 в 19:53

 Подготовка к экзаменам должна вестись систематически в течение полугодия, учебного года, всего периода обучения в школе.

    Гигиенисты отмечают, что длительные перерывы в работе ведут к снижению работоспособности и ее продуктивности, а физиологически это объясняется уменьшением, а в последующем и стиранием следовых реакций в коре головного мозга. Ум­ственный труд, выполненный в сверхурочном порядке, притупляет быстроту и способность логически рассуждать на экзамене. Более того, регулярные занятия по ночам изнуряют нервную систему, подрывают здоровье, приводят к хроническому состоянию сонливости. Позднее вставание не компенсирует потери трудоспособности. Поэтому при подготовке к экзаменам разумно готовиться с утра, постепенно уменьшая нагрузку к концу дня и не допуская занятий ночью. При этом очень важно сохранять привычное время пробуждения, сна, часы приема пищи и пребывания на воздухе. Утренняя зарядка создает хорошее настроение, активизирует центральную нервную систему.

   Отрицательно влияют на продуктивность труда искусственные стимуляторы. Крепкий чай, кофе, различные фармакологические средства после кратковременного положительного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга. При курении на стенках сосудов мозга откладывается фибрин, уменьшая их сечение, вследствие чего ухудшается питание мозга кровью. При употреблении алкоголя часть нервных клеток мозга отмирает, замедляется скорость реакции.

   Готовиться к экзаменам лучше всего в условиях полной тишины. Музыка, разговоры, шум тормозят темп работы, снижают ее качество.

  Первым этапом подготовки к экзаменам является тщательный анализ программы курса, позволяющий определить, какие ее разделы требуют дополнительного изучения. При повторении недостаточно хорошо усвоенных разделов программы необходимо использовать конспекты лекций, учебники, первоисточники, рекомендованную и дополнительную литературу,словари, справочники.

   Целесообразно определить объем предстоящей работы, спланировать ее по дням и часам в соответствии со временем, отведенным на подготовку к экзамену. Четкий режим дня исключает бессистемность, перегрузку, предупреждает преждевременную утомляемость, повышает эффективность умственного труда.

  Качество усвоения знаний при подготовке к экзаменам невозможно без внесения ясности в те вопросы, которые оказались недостаточно понятыми. Возникшие вопросы следует выяснить на консультации у педагога. Предэкзаменационные консультации помогают устранить пробелы в знаниях, сконцентрировать внимание на трудных разделах курса. На консультации педагог отвечает на вопросы, акцентирует внимание на узловых проблемах курса, помогает понять их научное и практическое значение, комментирует неудовлетворительные ответы учащихся на предыдущем экзамене, рекомендует дополнительную литературу.

  Можно проконсультироваться и с товарищами по группе. Такую возможность, в частности, предоставляет совместная подготовка к экзаменам (вдвоем, втроем). Преимущество совместной подготовки в том, что при повторении определенной темы, раздела можно выяснить уровень усвоения, понимания и внести по мере необходимости соответствующие коррективы.

  После завершения работы над изучаемой темой, главой кратко воспроизвести или пересказать своими словами изучаемый материал, составить развернутый план ответа на вопросы.

   Подготовка ответов по билетам и повторение по билетам непродуктивны. Билеты и контрольные вопросы не раскрывают логику науки, не дают системы знаний. Готовиться надо по строго продуманному графику, последовательно переходя от темы к теме, от раздела к разделу. Такая форма подготовки обеспечит полное и четкое знание изученного материала.

  При подготовке к экзамену нужно продумать, какие знания из других учебных предметов можно использовать.

  При подготовке к ответу на экзаменационные вопросы нежелательно записывать на бумагу каждое слово и затем считывать записанные слова. Целесообразно внимательно продумать каждый вопрос и составить под­робный план ответа. Составить его в виде тезисов, иллюстрированных необходимыми выводами, формулами, графиками, эскизами. Отвечать следует по существу вопроса, спокойно, последовательно и конкретно, без суеты и спешки. Особое внимание нужно обратить на установление связи данного вопроса билета со всей системой учебного материала, его место в системе проблем учебного курса, на полноту содержания вопроса, пояснение теоретических положений примерами, сопоставление сходных понятий. Особую убедительность придает ответам умелое применение теоретических положений к оценке и анализу современного состояния науки. Нужно избегать фактических ошибок в ответах (ошибки в определенных понятиях, путаница в терминах, законах, именах, датах, числах, формулах и т.п.), тщательно изучать материал.

   Очень важно умение объединить разрозненные данные лекций, учебников, первоисточников и дополнительной литературы в одно целое, подобрать свои примеры, по-новому подойти к описанию уже известных в науке фактов и явлений, по-своему сопоставить разные точки зрения.

   Важное значение имеет культура ответа. Он должен быть логичным, ясным, выразительным, стилистически и грамматически правильным, достаточно строгим и выдержанным. Общие рассуждения, многословный рассказ прикрывают незнание сущности проблемы или неумение изложить кратко известный материал. Более того, неряшливый по форме ответ заставляет педагога усомниться в уровне общей подготовки учащегося.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.