Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!

Пятиминутки безопасности

Дата: 11 мая 2019 в 12:14, Обновлено 11 мая 2019 в 12:16

Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия, как человеку, так и окружающей среде. Развитие современного общества порождает целый ряд опасностей: природных, техногенных, социальных. Человек, попадая в зону действия различных непредвиденных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий, пожаров, взрывов, преступлений, вредных привычек и т.д.) может получить травмы и увечья различной степени тяжести.

Как защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение собственной жизни и жизни членов семей, особенно детей.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку избежать различных физических и моральных травм.

Современным детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности внешних факторов, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с самого раннего возраста формировать у обучающихся навыки безопасного поведения, воспитывать законопослушного гражданина. Задача педагогов развить у учащихся понимание опасности, которую таит в себе окружающий мир. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Базовый материал по обучению основам безопасного поведения дети осваивают на учебных занятиях.

«Пятиминутки безопасности» - до 5 минут информирования по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирования основ безопасного и ответственного поведения (3 раза в неделю). Проводится учителем-предметником.

Цель «Пятиминутки безопасности» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения, путем создания у обучающихся соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы  безопасного поведения.

При организации и проведении «Пятиминуток безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений (таких как «будьте осторожны»). Необходимо пробудить внимание и интерес,  рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанный с раскрытием определенных закономерностей, или разбирая конкретный случай происшествия.

Проведение «Пятиминуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни акций,  смотров, операций и рейдов по безопасности и профилактике, а постоянно действующей системой влияния на мышление и действия детей и подростков, на воспитание у них навыков правильного поведения.        

Целесообразно каждую «пятиминутку» разбирать новый вопрос. В отличие от урока или воспитательного мероприятия, «Пятиминутка безопасности» не требует от педагога специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. «Пятиминутку безопасности» проводит любой учитель, либо преподаватель.  

«Пятиминутка безопасности» должна быть именно пятиминуткой. Ее длительность — максимально 5 минут!!! Педагог задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких обучащихся, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми.

Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» - ее краткость. Вопрос должен предельно четко описывать КОНКРЕТНУЮ  ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения.

Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «Пятиминутки безопасности» у учителя должен быть всегда под рукой. Желательно, чтобы он был подготовлен и роздан учителям заранее.

Обязанность готовить вопросы (на месяц, полугодие, год) возлагается, как правило, на ответственного за поведение информационно-разъяснительной работы в учреждении образования. Планируя тематику «пятиминуток», лучше всего исходить из актуальности темы в данный конкретный период в зависимости от складывающейся  обстановки, времени года, погодных условий и т.п.

Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей и подростков в дорожном движении,  поведения в темное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге и т.п., весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (гироскутеров, сигвеев и др.), игр вблизи дороги и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.